• Добро пожаловать в Пиратскую Бухту! Чтобы получить полный доступ к форуму пройдите регистрацию!
  • Гость, стой!

    В бухте очень не любят флуд и сообщения без смысловой нагрузки!
    Чтобы не получить бан, изучи правила форума!

    Если хотите поблагодарить автора темы, или оценить реплику пользователя, для этого есть кнопки: "Like" и "Дать на чай".

Слив Почему мы не понимаем друг друга?

× Kriminal €lement ×

Боцман
Изгнан
Регистрация
10.12.21
Сообщения
214
Онлайн
15д 4ч 58м
Сделки
0
Нарушения
3 / 4
Мы живем в мире, в котором большое внимание уделяется словам. И подчас не задумываемся, являются ли эти слова непосредственным и бесспорным описанием опыта. Слова универсальны, опыт индивидуален. Часто ли мы вспоминаем об этом, когда принимаем решения, делаем выбор, договариваемся, полагаясь на данные своей уникальной "карты мира".

Вот как определяет это базовое для НЛП понятие Дж.О'Коннор: "Карта мира - это уникальное представление человека о мире, основанное на его личном восприятии и жизненном опыте. Это не просто концепция, а образ жизни, основной способ действия".

Несовпадение "Территории" и "карт мира" приводит к тем же самым ошибкам, к каким приводит невнимание к, так называемым, ложным друзьям переводчика. Это те иностранные слова, которые прочно вошли в русский язык, имеют одно, хорошо известное значение, переводятся уже автоматически. В своем же родном языке эти слова могут оказаться многозначными и имеющими огромное количество других значений, которые зависят от контекста, предлогов и тд.

Человек считает, что у него есть проблема, для него она реальна, следовательно, ей надо уделить внимание именно в данный момент времени.

Вот всего лишь несколько бытовых ситуаций, с которыми мы сталкиваемся ежедневно и которые ярко иллюстрируют известную предпосылку НЛП "карта - не территория".

Летние каникулы, прекрасный солнечный день. Пятнадцатилетняя дочь лежит на кровати, уставившись в компьютер. Мама входит в комнату, и начинается привычная перепалка на тему, что летом надо отдыхать, гулять, а не портить глаза. На что ребенок неизменно отвечает, что она так отдыхает!!! И мать и дочь говорят об отдыхе, но как далеки они от взаимопонимания. Когда мать произносит слово отдых, она невольно погружается в воспоминания, о том, как замечательно проводила летние каникулы у бабушки в деревне на берегу Оки. Игры, купанье, поездки на велосипедах, планы на будущее...Эту феерическую картинку она накладывает на то, что "лежит перед глазами" и приступает к корректировке. Разумеется не своей картины мира, а поведения дочери. Будет ли она понята? Ведь ребенок живет в другое время, в другой системе ценностей, во власти других приоритетов, в конце концов, под гипнозом карты своего мира.

Когда человек резко попадает в новую жизненную ситуацию, старая карта мира не может быть скорректирована мгновенно.

На прием пришла мама с сыном. Мальчик просит, чтобы мама перевела его в любую другую школу, и жалуется на боли в желудке. Из рассказа мы узнаем, что семья переехала, и мальчик перешел в третий класс новой школы. При том, что программы не сильно отличались, а ребенок не растерял свои способности (в старой школе он был отличником), поход в школу превратился из радости в мученье. Разница была в отношении учителя к оценкам. Плохие оценки она воспринимала как личное оскорбление, а любой ребенок оценивался как хороший или плохой в зависимости от того, хорошую или плохую оценку он получил за проверочную работу. Первое время сын пытался объяснять матери, что она отдала его в школу, где и учитель и ученики "ненормальные". Для него было очевидно, что невозможно все качества человека свести к успеваемости. Конфликт старой и новой карты мира привел к психосоматике.

Другой пример: семейная пара обращается за психологической помощью. Они уже подумывают о разводе. После 15 лет совместной жизни муж и жена столкнулись с препятствием, которое требует пересмотра всей системы взаимоотношений. Ситуация представляется им неразрешимой. И в тоже время они поступают правильно, когда выбирают АКТИВНОСТЬ, и обращаютcя за помощью к психологу. Второй очень важный шаг - ПРОГОВАРИВАНИЕ. Муж и жена рассказывают о сложившейся ситуации, еще раз переживая эмоции и обнажая различное видение проблемы. Изо дня в день психологу приходится сталкиваться с одной и той же картиной, когда непонимание супругов коренится в том, что они разговаривают на разных психологических языках, когда банальная покупка ботинок для мужа превращается в повод для развода.

Мужу нужны ботинки, но он не может объяснить, какие ботинки он хочет купить. Максимум информации, какую удается получить, чтобы было мягко, прочно и не давило. Муж - чувствительный и творческий человек. (Кинестет)

Жена полагает, что на рынке больше 15 минут делать нечего - совсем не трудно приобрести черные ботинки на небольшом каблуке со шнурками. Она - типичный визуал, с низкой чувствительностью, для которой важнее всего внешний вид. Непонимание пронизывает быт, тянется годами. У супругов нет больше сил...Они ищут место, где им не надо будет решать эти языковые проблемы. Психологу ничего не остается, как стать на время переводчиком. Для этого ему пришлось выяснить особенности карты мира каждого из супругов. А затем скрупулезно объяснить, что же НА САМОМ ДЕЛЕ хотел сказать каждый из супругов во время покупки ботинок, да и в любой другой ситуации.

На работе человек сталкивается с теми же самыми проблемами. Начальник требует срочно сдать отчет. Если точное время не указано, слово "срочно" может стать причиной недопонимания и даже конфликта. Для одного человека срочно - это через 20 минут, когда о качестве вспоминать не приходится, для другого срочно - это к завтрашнему утру, когда есть возможность посидеть ночью и сделать полноценную качественную работу. Если карты мира начальника и работника не прояснены и не согласованы по времени и качеству подготовки отчета, то велика вероятность выговора или в перспективе поиска нового места работы.

Большинство людей предпочитают не задумываться о том, почему с нами происходит подобное. Гораздо легче обвинить ближнего в глупости, равнодушии, непонимании. Не спешите с обвинениями. Вот что пишет в своей книге "НЛП в психотерапии" М.Н. Гордеев: "Большой мир многолик и обширен, и для того, чтобы каким-то образом стандартизировать его, человек вынужден упрощать свое мнение о нем. Для этого он может использовать три универсальных процесса моделирования - генерализацию, опущение и искажение - таким образом создать свою маленькую модель большого мира, который его окружает". Сознание не способно переработать лавину обрушивающейся на нас информации, а значит, различие между миром и тем, как мы его воспринимаем не является проблемой. Трудности начинаются тогда, когда мы начинаем делать выводы из своих ощущений. Не будет преувеличением сказать, что речь идет о выживании! Следует всегда помнить, что за каждым словом стоит опыт, который может быть и положительным и отрицательным.

Для эффективной коммуникации надо всегда уточнять, спрашивать собеседника, что КОНКРЕТНО он имеет в виду.

Техники НЛП направлены на то, чтобы научиться отслеживать проявления различных карт мира, прояснять их для себя и собеседника, а в конечном итоге, перестать наступать на одни и те же грабли.

Тренерская группа
«Школы современной психотерапии».
 

Alcogol

Пират
Изгнан
Регистрация
15.01.22
Сообщения
80
Онлайн
1д 20ч 32м
Сделки
0
Нарушения
0 / 0
Люди не всегда даже хотят понимать друг друга, потому что не умеют смотреть на мир по-другому (уверены, что их точка зрения единственно правильная). Путь к пониманию лежит в чутком отношении друг к другу
 
Сверху